вторник, 8 сентября 2015 г.

О кино, литературе и бабушке...

Случайно наткнулась в сети на западные рецензии о советских военных фильмах.
Я всегда шучу, что не смотрю ужастиков и самым страшным фильмом, просмотренным мной, были "Секретные материалы". Но это шутка. Самым страшным был фильм "Иди и смотри". Кто ещё смотрел?

В университете у нас был отдельный небольшой курс "История ВОВ", который читался утром в субботу в 7м корпусе. Когда-то это был кинотеатр, но университет его выкупил и сделал своим культурным центром. И как-то после одной пары лекции преподавательница (очень интересная и энергичная женщина в годах) объявила, что вместо второй лекции мы будем смотреть фильм. Слабонервным разрешалось пить валерьянку. После того, как оглосили название фильма, однокурсники зашептались, а кто-то и попросился уйти во избежания обмороков и сердечных приступов. Это и был фильм "Иди и смотри".

Мы практически все с Полесья и "в теме". Но во время просмотра кто-то рыдал, кто-то закрывал глаза руками. Все были непривычно тихими и под большим впечатлением.

Сценарий фильма был написан с белорусским писателем Алесем Адамовичем. По курсу "Белорусская литература" мы читали всё и всех. В том числе "Блокадная книга", "Хатынская повесть" и "Я из огненой деревни" (в соавторстве). Это документальные произведения. Дома была книга "Хатынская повесть", мама помогла найти её в нашей большой библиотеки, выдала с пузырьком валерьянки и со словами:" Ну, попробуй прочитать!". Меня, честно, хватило страниц на 20 - больше не смогла, мои нервы такого не выдерживают.  В чём я честно призналась, когда меня вызвали отвечать на занятиях.

Мне некоторые люди рассказывают противоположную историю о том времени и очень склоняют к своей точки зрения. Но это бесполезно. Ещё жива моя бабушка, которая, как и многие белорусы, провела осень 41-го года на острове посреди непроходимых болот со своей семьёй, соседями и двумя коровами. Всё, что она успела взять из своего дома - две иконы, вот эту скатерть и несколько рушников, которые ткала в детстве ещё её мама.



Поэтому я доверяю своему источнику информации - живому свидетелю тех событий.

P.S. "Тот, кто забывает своё прошлое, обречён пережить его снова."  Элем Климов

1 комментарий:

  1. Алина, записывайте её рассказы. Может быть, пригодится.

    ОтветитьУдалить