среда, 17 сентября 2014 г.

Вена: музей З. Фрэйда

В Вене муж работал и я была предоставлена сама себе. Днём гуляла одна, по вечерам с мужем. Если бы погода не подвела, было бы замечательно. А так приходилось смотреть город бегом под дождём и потом греться в номере с целью не заболеть окончательно.

Если раньше я гуляла с мужем и потом уже выгуливала кого-то, то в Вене впервые гуляла сама по себе. Я трусиха, честно. Но в этот раз мой страх перевесила нецелесообразность сидеть в отеле и любопытство. Я, как психолог-недоучка. не могла не посетить музей основоположника психоанализа  - доктора Фрэйда. На факультете психологии мы очень плотно изучали его работы. Согласна с ним в одном моменте: если не все, то многие проблемы взрослых, корнями уходят в детство.

Музей я нашла почти сразу. Почти - промазала на 2 квартала. Выйдя из трамвая, пошла назад, а не вперёд. Меня смутил указатель на музей, который заметила из окна трамвая. Решила, что указателю всё же виднее, чем гуглу. И зря. Пришлось укрыться в подворотне от ливня и доставать планшет с онлайн картой. На немецком я совершенно не говорю, знаю буквально слов пять. Мой английский ужасен, но его вполне хватило на небольшое общение в самом музее.

Музей - это квартира доктора Фрэйда, в которой он жил со своей семьёй и консультировал без малого 50 лет. В одной из комнат оборудован мини-шоп, где можно купить сувениры на память, а также книги с работами доктора и о нём самом. Русскоязычных книг не было - я искала. Покупать не хотела - всё давно прочитано, просто любопытно было. Купила себе магнитик.

Отличной новостью было то. что в музее появился аудиогид на русском языке. Когда я читала отзывы перед поездкой, то народ писал, что можно было послушать на других языках, русского не было. Пройдя мини-шоп, на стене в холле есть папочки с подробным описание всех предметов музея на разных языках, в том числе и на русском. Всё же мне было очень интересно. поэтому я прочитала всю папку, прослушала все рассказы в аудиогиде. Есть ещё отдельная комната со стульями и телевизорами, на которых показывают видеозаписи из личного архива семьи Фрэйда. Комментирирует на английском Анна Фрэйд, продолжательница дела отца. Её работы по психоанализу может и не так известны, но мне приходилось их читать. А видео из архива очень интересно смотреть. Семейные посиделки, встречи с друзьями, отдых и работа. Даже чау-чау, пёс семьи, засветился.
В одной из комнат был замечен портрет Альберта Эйнштейна.  Оказывается. что эти два великих учёных вели переписку в середине 30-х годов о распространяющемся фашизме и к чему он может привести. Невероятно, что эта тема снова актуальна.

 Комната ожиданий или приёмная. Именно здесь собирался кружок по средам. Это оригинальные вещи и мебель, которые Анна Фрэйд привезла из Лондона. Когда семья бежала из Австрии. им удалось вывезти всю обстановку и библиотеку. Поэтому в венском музее мало мебели.
 Экспозиция. В этой комнате и принимали пациентов.
 Свидетельство о рождении Зигмунда Фрэйда. Он родился в Чехии в еврейской семье.
 Известная книга "Толкование сновидений". Когда-то просто сломала голову над ней. Дело в том, что я занималась наукой. Моя тема - гадания. В том числе, я работала над темой "Сон - как один из видов гаданий". Сновидения - это малоизученная область. Точно одно - сны и психология связаны. Если кратко, то: когда человек засыпает, его мозг продолжает работать. Он собирает всю информацию за день, всё, что с вами случилось, ваши мысли, переживания и анализирует. Выдаёт некий прогноз на дальнейшее развитие событий в виде сна - это и есть те самые вещие сны. Либо какие-то ассоциативные картинки. И вот с помощью анализа снов можно понять, что у человека на душе, в голове и о причинах некоторых поступков. Ведь иногда существуют глубинные причины, о которых сам человек может и не подозревать.

Гадания при помощи сновидений. Если упрощённо - то сон помогает получить ответ на какой-то конкретный вопрос. Т.е. можно запрограммировать себя на то, чтобы наш мозг выдал ответ из подсознания. Многим хочется знать, что будет в будущем. Плюс - немножко магии.  :) Не зря же в кабинете психоаналитика лежат карты Таро. Или как объяснить тот факт, что во сне могут придти умершие близкие и предупредить об опасности? Я считаю, что сны, психология и гадания связаны так же, как психология и хиромантия. Над этим и работала.

 Вот что сам доктор говорит о своей книге: в самом верху.
 Доктор занимался разными темами, в том числе и темой истерии. Очень любопытную цитату обнаружила в папке с описание. Речь идёт о лечении гипнозом молодой матери. Получается. что доктор писал о послеродовой депрессии, так это сейчас называется.


Кстати, о гипнозе. Читала я работы по этому, проходили в университете. Но психика - очень тонкая материя. Можно не только помочь, но и навредить. Промыть мозги, стереть воспоминания, 25 кадр, НЛП - это всё из одной оперы. Есть какая-то грань, черта, за которую не стоит переходить. У каждого своя черта. Вот для меня это направление такая грань. Я полюбопытствовала, но решила остановиться и не идти дальше.  Кстати, гипноз не будет действовать, если вы себя чем-то уколите -  это приведёт к раздражению  нейронов, которые дадут сигнал в мозг и есть шанс выйти из этого состояния самому. Во всяком случаи, мне помогло: цыганки пристали на вокзале и я сказала, что у меня есть большие деньги. Впилась себе ногтями в ладонь и сбежала от них. Есть люди, которые не поддаются гипнозу. Я тоже считала себя такой, пока две цыганки не доказали мне обратное на практике.

Гипнозу Фрэйд обучался во Франции. И вот что он пишет о французах: 90. Тоже весьма любопытно.


Кофейный столик, который стоял в кабинете, и шкатулка для сигар.
 Селфи в зеркале доктора Фрэйда.
 Вырезка из газеты о сжигании книг фашистами.
 Сжигание книг в Берлине. И на следующей фотографии - пункт 246.

 Заметка в Пари-суар о смерти доктора. После побега из нацистской Австрии, семья Фрэйда перебралась в Лондон. Последней каплей, подтолкнувшей бежать, стал допрос в гестапо Анны, младшей дочери и продолжательницы дела отца. Но доктор прожил в Англии совсем немного - чуть более года. В его лондонском доме тоже музей. И именно там находится та самая знаменитая кушетка. Ведь именно Фрэйд стал первым укладывать своих пациентов, чтобы они могли полностью расслабиться и погрузиться в свои мысли и переживания. Сам доктор садился сзади пациента так, чтобы тот его не видел и не отвлекался. Хотя Фрэйд шутил, что просто не выдержит, если его будут разглядывать по 8 часов в день, как картину.
 Библиотека доктора. Весьма интересно было прочитать корешки и подсмотреть, что читал Фрэйд. Например, Шиллера.
 Те самые знаменитые очки.
 Заметила кое-что интересное. На фото ниже - личные вещи доктора Фрэйда. И возле шахмат стоит серая коробочка. Это карты Таро - колода лежит рядом. Создатель психоанализа и карты для гадания - в этом что-то определённо есть...
 Музей владеет самой большой в мире библиотекой по психоанализу на разных языках. Русскоязычных изданий я не обнаружила, хотя просмотрела каждый корешок.
Мне очень понравился этот музей. А ещё была приятно удивлена собой: за столько лет я не забыла, очень многое помню, узнавала на портретах и фотографиях психологов, психиатров и причастных к этому всему людей. Всё же наш мозг - удивительная вещь. Какие ещё сюрпризы и загадки он может преподнести?!

Билет в музей стоит 9 евро. Будет интересен для тех, кто "в теме" и просто для общего развития.
Спасибо, что дочитали!

3 комментария:

  1. Алина,

    Спасибо большое! Прочитала про музей с удовольствием.

    А почему ты себя называешь недоучкой? У тебя была такая интересная тема: "Сон - как один из видов гаданий".
    Мне, как Рыбе, иногда сняться вещие сны.
    А когда стараюсь интерпретировать свои сны, то обязательно в хорошую и положительную сторону ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Недоучка - потому, что не закончила факультет психологии. Я училась на двух факультетах сразу. Основной факультет - Филологический. Белорусское отделение. Специализация - Журналистика. А потом мне показалось мало и я пошла получать параллельно образование психолога на вечерней форме обучения.И к пятому курсу от двух факультетов у меня уже ехала крыша. Когда была на практике в психушке, боялась, что меня там оставят в качестве пациента.
      Диплом я не писала. Решила, что хоть на одном факультете нужно доучиться. а второй бросила. Я не жалею, честно. Здоровье дороже. Как я могла в то время не спать по 2-е суток и учиться - сейчас уже не представляю. Но я очень много узнала всего интересного. что не один раз пригодилось. Я напишу об этом всём как-нибудь.

      Удалить
    2. Алина,

      Ты права: здоровье дороже!
      Но ты на самом деле столько всего интересного узнала. Твои знания уже пригодились, как ты говоришь! Я уверена, что будут и другие возможности, в которых ты сможешь их с блеском использовать.
      Удачи!

      Удалить